
О гаджетах:
Позвольте
мне высказать мысль, что подчиняясь логике техноконсьюмеризма, которая
предписывает рынку выявлять и удовлетворять заветные желания
потребителей, наша технология стала чрезвычайно искусна в создании
продуктов, отвечающих нашему воображаемому идеалу эротических отношений:
предмет любви ни о чем нас не просит, но предоставляет нам все, причём
мгновенно, он наполняет нас чувством всесилия и не закатывает ужасных
сцен, когда его заменяют предметом ещё более сексапильным и отправляют в
ящик стола; позвольте, обобщая, сказать, что конечная цель технологии -
телос нашей технэ - в том, чтобы заменить природный мир, безразличный к
человеческим желаниям, - мир ураганов, тягот, хрупких сердец, мир
сопротивляющийся - миром, до того отзывчивым на наши желания, что он
фактически становится продолжением нашего "я". И наконец, позвольте мне
заключить, что из-за этого техноконсьюмеристский мир не в ладах с
реальной любовью, что она ему угрожает, а он волей-неволей должен
угрожать ей в ответ.
* * *
И если вы посвящаете свою жизнь
лишь тому, чтобы нравиться, если вы готовы ради этого надеть любую
привлекательную маску, это, походе, означает одно: Вы потеряли всякую
надежду, что вас полюбят такими, какие вы есть. Если при этом вам хорошо
удаётся манипулировать людьми, чтобы им нравиться, вам трудно не
испытывать - сознательно или подсознательно - презрения к тем, кто
провелся на ваш обман. Цель их существования - обеспечить вам высокую
самооценку, но может ли быть высока самооценка, основанная на мнении
тех, кого вы не уважаете?
* * *
Простая
истина: стремление всегда и во всем нравиться несовместимо с любовными
отношениями. Рано или поздно, к примеру, ты ввергаешься в
отвратительную, крикливую ссору и слышишь слетающие с твоего
собственного языка слова, которые тебе совсем не нравятся, которые
подрывают твоё представление о себе как о справедливом, добром,
стильном, привлекательном человеке, щедро наделённом самообладанием и
юмором, как о человеке, нравящемся окружающим.
В тебе проявилось нечто
более реальное, чем способность нравиться, и внезапно у тебя возникла
подлинная жизнь. Внезапно перед тобой встал настоящий выбор - не
фальшивый потребительский выбор между BlackBerry и iPhone, а вопрос:
люблю ли я этого человека? И вопрос: любит ли этот человек меня?
Человека, чьё подлинное "я" могло бы нравиться кому-нибудь целиком,
вплоть до последней частички, не существует в природе.
И поэтому мир,
основанный на понятии "мне нравится", - мир ложный в конечном счёте. Но
любить чьё-то подлинное "я" целиком, вплоть до последней частички, очень
даже можно. Вот почему любовь таит в себе такую серьезную
экзистенциальную угрозу техноконсьюмеристскому порядку: она разоблачает
ложь.
* * *
Главное в любви - глубочайшее сопереживание, рождающееся из открытия, которое совершает сердце: другой - ровно настолько же реален, как и ты. Вот почему любовь, как я её понимаю, всегда конкретна. Попытка любить все человечество, конечно, достойна уважения, но парадоксальным образом она оставляет в центре внимания твоё собственное "я", его нравственное или духовное благополучие. Между тем любить конкретного человека, жить его трудностями и радостями как своими собственными - значит поступиться частью своего "я".
* * *
... боль мучит, но не убивает. Если взглянуть на альтернативу - на грезу об анестезированной самодостаточности, навеваемую технологией, то боль выглядит естественным проявлением и естественным признаком того, что мы живы и существуем в сопротивляющемся мире. Пройти через жизнь без боли - значит не прожить её вовсе. Даже просто сказать: "Ну, я ещё успею после тридцати, любовь и боль никуда от меня не уйдут" - значит обречь себя на то, чтобы целых десять лет просто занимать место на планете и прожигать её ресурсы. Чтобы стать потребителем в самом предосудительном смысле слова.
|
|
Комментарии
Отправить комментарий