К основному контенту

Иван Ильин. Я вглядываюсь в жизнь. Что есть оптимизм?

У меня сегодня настроение, которое располагает к размышлениям и небольшой ностальгии. Я вспомнила и ощутила необходимость вновь обратиться к этой книге.
Может быть случайно, а может и нет, потому что я-то не верю в случайности, 7 лет назад эта книга попалась мне в магазине и с тех пор сопровождает меня по жизни. Можно открыть ее на любой странице, и получишь ответ, который искала. На Новый год я всегда открываю ее и записываю, что мне выпало. Перед следующим прочитываю цитату и подвожу итоги года. И знаете, результат 99 %, что цитата подошла :)
Итак, Иван Александрович Ильин "Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий", - бесценные слова вне времени.
Сегодня мне открылась глава под названием [ЧТО ЕСТЬ] ОПТИМИЗМ [?]. Почитайте, думаю, что многое прояснится.
«Вот что необходимо современному человечеству, — как воздух, как вода и огонь — это здоровый, творческий оптимизм. Мы стоим на пороге новой эпохи, нам нужны новые, творческие идеи; мы должны смотреть сразу вглубь и вдаль; мы должны хотеть верного и притом желать сильною волею; и в довершение всего — мы должны верить, что грядущее обновление нам удастся. Мы должны приступить к разрешению предстоящих задач с достоинством и спокойствием и в то же время в великой, творческой сосредоточенности, ибо от успеха наших трудов зависит дальнейшее развитие мировой истории. Во всех областях жизни от нас потребуются огромные усилия, ибо дело идет о религиозном, культурном, социальном и политическом обновлении.
И для этого нам необходим духовно-верный оптимизм. Но в жизни встречается и неверный, ложный оптимизм. Недостаточно быть «в хорошем настроении»; мало «не предвидеть ничего дурного». Легкомысленный весельчак всегда «в хорошем настроении», а близорукий и наивный не предвидит вообще ничего. Мало верить в свои собственные силы и уметь успокаивать других людей; самонадеянность может вредить творческому процессу, и оптимизм не сводится к «спокойствию» во что бы то ни стало: оптимизм не дается людям от рождения и от здоровья; он приобретается в духовном созревании. Оптимист не предвидит успех и счастье при всяких условиях: ход истории может обещать в дальнейшем не подъем, а падение, и оптимист не может закрывать себе на это глаза. И тем не менее он остается оптимистом.
Итак, есть ложный оптимизм и духовно-верный оптимизм.
Ложный «оптимист» хранит хорошее расположение духа потому, что он человек настроений и предается своим личным, чисто субъективным состояниям. Его «оптимизм» не имеет предметных оснований. Он живет сам по себе, вне глубоких течений истории, вне великих мировых событий. Он «оптимист» только потому, что обладает здоровым, уравновешенным организмом и не страдает от душевной дисгармонии. Его «оптимизм» касается его самого и, может быть, его личных дел. Но в плане великих свершений он видит мало, а может быть, даже и ничего; а если он в самом деле что-нибудь видит, то он видит смутно и расценивает неверно. Перед лицом духовных проблем он поверхностен и легкомыслен; он не видит ни их глубины, ни их размаха, а потому легко принимает пустую видимость за подлинную реальность. Вот почему он не видит ни лучей, ни знамений Божиих. И потому его «оптимизм» — физиологически объясним и душевно мотивирован, но предметно и метафизически не обоснован; и ответственности за него он не принимает. Его «оптимизм» есть проявление личной мечтательности или даже заносчивости; он может привести к сущим нелепостям; и его уверенные разглагольствования имеют веса не больше, чем стрекотание кузнечика...
Совсем иначе обстоит в душе настоящего оптимиста. Прежде всего его оптимизм не относится к повседневному быту со всеми его сплетениями, закоулками и пыльными мелочами, со всею его жестокостью и порочностью: ежедневная жизнь может взвалить на нас еще страшные бремена, лишения и страдания, но это нисколько не влияет на его оптимизм, ибо он смотрит на эти испытания, как на подготовительные ступени к избавлению. Он имеет в виду духовную проблематику человечества, судьбу мира и знает, что эта судьба ведется и определяется самим Богом и что поэтому она развертывается как великая и живая творческая драма. Вот истинный и глубочайший источник его оптимизма: он знает, что мир пребывает в Руке Божией, и старается верно постигнуть творческую деятельность этой Руки; и не только — понять ее, но добровольно поставить себя, в качестве свободного деятеля, в распоряжение этой высокой и благостной Руки («да будет воля Твоя»). Он желает «содействовать» Божьему делу и плану, он стремится служить и вести, внимать и совершать: он желает того, что соответствует воле Божией, Его замыслу, Его идее... Он видит, что в мире слагается и растет некая Божия ткань, живая ткань Царствия Божия; он заранее предвосхищает зрелище этой ткани и радуется при мысли, что и ему удастся войти в нее живою нитью.
Это означает, что его оптимизм относится не столько к человеческим делам, сколько к Божьему Делу. Он верит в светлое будущее, в приближающееся Царство потому, что оно не может не настать, ибо оно осуществляется Богом. А его главная задача состоит в том, чтобыверно постигнуть отведенное ему самому место и верно исполнить предназначенное ему самому служение.
Узнав свое место в замысле Божием и найдя свое верное служение, он стремится наилучше осуществить свое призвание — исполнить свой «оптимизм»; и если он знает, что это делает, тогда на него нисходит спокойная жизнерадостность и духовный оптимизм. Он верит в свое призвание и в свое Дело. Он расценивает себя, как нить в Божией Руке; он знает, что эта нить вплетается в Божию ткань мира, и чувствует через это свою богохранимость. С молитвою идет он навстречу неизбежным опасностям жизни и спокойно «наступает на Аспида и на Василиска», «на змия и скорпия» — и остается невредимым; и потому исповедует вместе с Сократом, что Божьему слуге не может приключиться зла...
Это означает, что настоящий оптимист никогда не переоценивает своих личных сил. Он есть не более, чем одна из земных нитей в Руке великого Творца жизни, и эта земная нить может быть в любой миг оборвана. Но пока она живет на земле, она желает крепиться и верно служить. Такого человека движет воля к верности и победе. И там, где пессимизм совсем выключает волю и растеривается перед лицом событий; где ложный оптимист предается своим настроениям и не справляется с затруднениями, — там настоящий оптимист справляется со всякой задачей. Трезво и зорко следит он за событиями, не поддаваясь страху и не преувеличивая опасность; и чем вернее он видит действительность, тем лучше он понимает, какая сила воли и какая выдержка потребуются от него. Он — волевой человек, знающий о своей ведомости и хранимости, преданный тому Делу, которому он служит, и питающий струю своей жизненной воли из Божественного источника.
Воля же есть замечательная и таинственная сила, которая всегда может стать еще более мощной и упорной, чем это кажется с виду. Воля настоящего оптимиста есть дар силы или искусство самоусиления, живая бесконечность усилий — столь давно и безнадежно искомое «духовное perpetuum mobile»...
Настоящий оптимист видит современный ему ход истории, созерцает его сущность и смысл в плане Божием и черпает свою силу из бесконечного источника воли, преданной Богу и Богом ведомой. Он непоколебимо верит в победу, в победу своего Дела, хотя эта победа казалась временами «его личным поражением», ибо его победа есть победа того Божьего дела, которому он служит на земле. А когда его настигнет утомление или неуверенность, тогда он молитвенно взывает к последнему источнику своей воли и своей жизни — к Богу.

И тогда все необходимое посылается ему, и он продолжает свое служение».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Великие географические открытия. Шпаргалка

Великие географические открытия - это период в истории человечества, начавшийся в 15 веке и продолжавшийся до 17 века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых путей. ⠀ Очень сложно было бы охватить внимаем всех путешественников и первооткрывателей, поэтому остановимся на указании основных. ⠀ 🌿 Средневековые путешествия: ⠀ 🔸 около 10 века: Эрик Рыжий, Лайф Счастливый - освоение побережья Гренландии, плавание к берегам Северной Америки 🔸 1271: Марко Поло - путешествие в Китай и Индию 🔸 1466-1472: Афанасий Никитин - "хождение за 3 моря" в Индию ⠀ 🌿 Великие открытия: ⠀ 🔹 1487-1488: Бартоломеу Диаш - достиг южной оконечности Африки 🔹 1492: Христофор Колумб - достиг берегов Америки 🔹 1497: Васко-да-Гама - обогнул Африку и достиг Индии 🔹 1500: Америго Веспуччи - экспедиция в Южную Америку 🔹 1513: Нуньес де Бальбоа - открыл Тихий океан 🔹 1519-1522: Фернан Магеллан - пе...

Югославские войны (1991-2001). Презентация

Это вторая презентация, посвященная войнам 21 века.  Военные конфликты на территории Югославии можно причислить к 21 столетию, ведь последние из них закончились в 2001 году. Главной же темой станут 2 операции НАТО, которые буквально потрясли мир. В том числе и мой. С начала бомбардировок Югославии 24.03.1999 года прошло уже 23 года. Мне тогда было 12 лет, и я прекрасно помню эти события и ощущение бессилия от постоянно пьяного президента Ельцина. А еще я запомнила слова Слободана Милошевича (1941-2006), президента Югославии: “Русские! Я сейчас обращаюсь ко всем русским, жителей Украины и Беларуси на Балканах тоже считают русскими. Посмотрите на нас и запомните – с вами сделают тоже самое, когда вы разобщитесь и дадите слабину. Запад – цепная бешеная собака вцепится вам в горло. Братья, помните о судьбе Югославии! Не дайте поступить с вами так же!»  

Петр Орлов. Памятка кубанского казака (1914). Кубанское Линейное казачество

Сегодня будет продолжение из "Памятки кубанского казака" (1914 год) под редакцией Петра Орлова. ⠀ И я, наконец-то, начала понимать и больше чувствовать разницу укладов двух казачеств: Черноморского и Линейного, - которые потом и образовали Кубанское казачество. ⠀ Мои предки из черноморцев. Когда я читаю все эти краткие рассказы, то чувствую, как много мы потеряли и как мало мы знаем... ***  С незапамятных времен на реке Хопре, притоке Дона, стали селиться выходцы из разных мест русской земли. Сливаясь с донским казачеством (существует с 3 января 1570 года), они стали известны под именем хоперских казаков лишь со 2-й половины 17 века. ⠀ В 1705 году вспыхнул бунт на Дону во главе с атаманом Булавиным, недовольным тем, что по приказу царя производится перепись войсковых жителей Дона с целью воспрепятствовать приему беглецов из Московского государства. ⠀ С большим трудом этот бунт был подавлен. Булавин в отчаянии застрелился, главный же сподвижник его Некрасов с некоторыми из...