К основному контенту

Вардгес Петросян. Последний учитель

На мой взгляд Вардгес Петросян актуален как никогда: особенно для меня... здесь и сейчас.

Я каждый раз возвращаюсь к нему, чтобы почувствовать тот легкий, льющийся стиль его повестей, рассказов, очерков, чтобы задуматься, чтобы услышать, как во мне отзываются его слова: согласна я с ними или нет? какие выводы я могу сделать? почему именно это отзывается во мне?

Для меня это внутренний диалог с автором через его героев и через время...через любовь к своей Родине, к своему народу, через внутренние конфликты и трагедию истории.

Повесть "Последний учитель" не совсем об этом... она про школу, учеников, учителей, про жизненные обстоятельства, про выбор, но и про Родину тоже.

* * *

- Я обязан быть с вами искренним?

- Нет, - холодно ответил Мамян, - искренность не может быть обязанностью. К тому же ты меня почти не знаешь, а зачем раскрываться перед незнакомыми людьми.

* * *

Литература - не предмет. Литературе нельзя выучить. Не это задача педагога.

Осторожно, ненавязчиво мы обязаны помочь юноше постичь истоки литературы. Не зубрить биографию писателя, не перекатывать сочинение из разных учебников - он должен открыть для себя писателя, понять его книгу! Литература нужна всем, а не только тем, кто надумал стать филологом, не только тем, кто собирается поступать или, чего греха таить, пролезть в соответствующий вуз.

* * *

Мамян принялся листать тетради, погружаясь в невеселую арифметику: те-то и те-то предметы они любят, те-то и те-то не любят. Меньше всего голосов получила литература. Восемнадцать учащихся признали литературу своим самым ненавистным предметом... Восемнадцать из двадцати восьми. Ни у одного предмета нет стольких противников.

Даниелян язвительно рассмеялся: "Убедились, коллега? что век изменился, век?.." При чем тут век? Век не виноват. А кто виноват, что виновато? Пришла на память строка Исаакяна: "Тоска по высшему, по огннному слову!" Да, литература и есть то самое огненное слово, а мы успеваем из всего ее огня дать ученикам лишь крохотный огонек сигареты, пламя спички...

Идейное содержание романа, образы поэмы, положительные и отрицательные персонажи пьесы. "Огненное слово" расчленяют, делят на части, сортируют. Поток поэзии пытаются втиснуть в водопроводные трубы, а потом выпускают по капле.

Читать книгу - все равно что входить в море, голова должна кружиться от его бескрайности, в себе самом ты должен друг ощутить присутствие вечности...

А мы их по сигналу, по свистку выпускаем в море, позволяя войти в него всего лишь по колено, и при каждом шаге заставляем оглядываться, чтобы не слишком удалились от берега. И море перестает быть морем, становится тепленькой ванной. Разве не так впервые прикасаются они к Пушкину, к Туманяну, к Теряну?

Неведомый, волшебный мир книги дается всего лишь "домашним заданием" во имя получения отметки.

Что мы исправляем - пунктуационные и орфографические ошибки? А замечаем ли искру Божию, когда юноша вдруг сворачивает в сторону от обычной схемы, ищет и находит свои слова? "Отклонился от темы", - пишем мы красными чернилами. Пытаемся ли проследить, что происходит с "мечтами" учеников?

А есть такие ученики, что приспосабливаются, притворяются, а потом это становится характером. И так мало-помалу в них вырабатывается ненависть к литературе, которая, оказывается, отнюдь не является ни ключом в истине, ни духовной радостью - она просто-напросто обязательный предмет, от которого никуда не денешься.

* * *

За что вы поставите мне оценку, учитель, - за мои грамматические ошибки или за мою искренность? Вы, правда, сказали, что оценок выставлять не будете, потому что искренность нельзя оценить по пятибалльной системе. Тогда ответьте мне просто - отчего это: я хочу грустить и не могу. Да, да, хочу грустить, бродить один по улицам, плакать. Но стоит появиться одной лишь тучке на моём лице, мама тут же вызывает врача, папа сводит меня с ума своими расспросами, а брат издевается, мол, ты случайно не влюбился? А я просто хочу оторваться от повседневности - думать, грустить. Вы не смеетесь над этими строчками?

* * *

Иногда и правду нужно стирать...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Великие географические открытия. Шпаргалка

Великие географические открытия - это период в истории человечества, начавшийся в 15 веке и продолжавшийся до 17 века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых путей. ⠀ Очень сложно было бы охватить внимаем всех путешественников и первооткрывателей, поэтому остановимся на указании основных. ⠀ 🌿 Средневековые путешествия: ⠀ 🔸 около 10 века: Эрик Рыжий, Лайф Счастливый - освоение побережья Гренландии, плавание к берегам Северной Америки 🔸 1271: Марко Поло - путешествие в Китай и Индию 🔸 1466-1472: Афанасий Никитин - "хождение за 3 моря" в Индию ⠀ 🌿 Великие открытия: ⠀ 🔹 1487-1488: Бартоломеу Диаш - достиг южной оконечности Африки 🔹 1492: Христофор Колумб - достиг берегов Америки 🔹 1497: Васко-да-Гама - обогнул Африку и достиг Индии 🔹 1500: Америго Веспуччи - экспедиция в Южную Америку 🔹 1513: Нуньес де Бальбоа - открыл Тихий океан 🔹 1519-1522: Фернан Магеллан - пе...

Югославские войны (1991-2001). Презентация

Это вторая презентация, посвященная войнам 21 века.  Военные конфликты на территории Югославии можно причислить к 21 столетию, ведь последние из них закончились в 2001 году. Главной же темой станут 2 операции НАТО, которые буквально потрясли мир. В том числе и мой. С начала бомбардировок Югославии 24.03.1999 года прошло уже 23 года. Мне тогда было 12 лет, и я прекрасно помню эти события и ощущение бессилия от постоянно пьяного президента Ельцина. А еще я запомнила слова Слободана Милошевича (1941-2006), президента Югославии: “Русские! Я сейчас обращаюсь ко всем русским, жителей Украины и Беларуси на Балканах тоже считают русскими. Посмотрите на нас и запомните – с вами сделают тоже самое, когда вы разобщитесь и дадите слабину. Запад – цепная бешеная собака вцепится вам в горло. Братья, помните о судьбе Югославии! Не дайте поступить с вами так же!»  

Петр Орлов. Памятка кубанского казака (1914). Кубанское Линейное казачество

Сегодня будет продолжение из "Памятки кубанского казака" (1914 год) под редакцией Петра Орлова. ⠀ И я, наконец-то, начала понимать и больше чувствовать разницу укладов двух казачеств: Черноморского и Линейного, - которые потом и образовали Кубанское казачество. ⠀ Мои предки из черноморцев. Когда я читаю все эти краткие рассказы, то чувствую, как много мы потеряли и как мало мы знаем... ***  С незапамятных времен на реке Хопре, притоке Дона, стали селиться выходцы из разных мест русской земли. Сливаясь с донским казачеством (существует с 3 января 1570 года), они стали известны под именем хоперских казаков лишь со 2-й половины 17 века. ⠀ В 1705 году вспыхнул бунт на Дону во главе с атаманом Булавиным, недовольным тем, что по приказу царя производится перепись войсковых жителей Дона с целью воспрепятствовать приему беглецов из Московского государства. ⠀ С большим трудом этот бунт был подавлен. Булавин в отчаянии застрелился, главный же сподвижник его Некрасов с некоторыми из...