К основному контенту

Франц Верфель. Сорок дней Муса-дага #2

Сегодня опять вернусь к роману Франца Верфеля "Сорок дней Муса-дага", потому что в этой книге он поднимает очень важный для меня вопрос: Родины и патриотизма.

Я с сожалением смотрю на большинство моих знакомых, которые не испытывают никакого национального чувства, а все сводят лишь к политическим дискуссиям, пытаясь уклониться, а может просто не думать, или не любить... Почему мы так не любим об этом разговаривать? Ответ очевиден и прост: мы просто не привыкли, нас не научили, нас учили другому.

Читая подобные книги, я вижу и каждый раз как будто бы заново переживаю процесс своеобразного перерождения человека в своей нации... когда он чувствует зов предков и принимает себя таким, какой он есть.

Генетика, кровь, чувство Родины, культура, язык необъяснимо связывают человека, необъяснимо делают его тем, кто он есть... отрицая свою кровь, ты отрицаешь себя.

* * *

Что же случилось и почему так изменился мир? Здесь, в этой стране, он родился. Здесь он
должен бы чувствовать себя своим. Но возможно ли? Этот неудержимо и мерно струившийся базарный поток заставил Габриэла усомниться: да здесь ли его родина?

Он это чувствовал, хотя мелькающие замкнутые лица на него не глядели. А молодой мюдир? Он принял Габриэла в высшей степени обязательно и учтиво. «Знатный род Багратянов». Но теперь Габриэл понял, что этот любезный прием вкупе со «знатным родом Багратянов» были просто издевательством. Более того: ненавистью под маской вежливости. Та же ненависть захлестнула его в этом базарном потоке. Обжигала ему кожу, гвоздила спину. А по спине, и правда, от страха вдруг мурашки забегали, будто это преследовали, хотя никому здесь до него не было дела.

В Йогонолуке, в большом и родном доме, он ни о чем знать не знал! А раньше, в Париже? Там, несмотря на все благополучие, он жил прозябая, как всем чужой иммигрант, чьи корни берут начало где-то в иной стране. Неужто же здесь его корни?

Только сейчас, на этом жалком базаре его родины ему стало беспощадно ясно, как чужд он всем на Земле. Армянин! Он – древней крови, в нем живет древний народ… Отчего же мысли его чаще всего облекаются во французские, а не в армянские слова? Как, например, сейчас. (И все же сегодня утром он так явственно ощутил радость, когда сын отвечал ему на армянском языке!) Кровь и народ! Надо быть честным! А может, все-таки это пустые понятия? В каждом веке люди стараются приправить новыми идеями, новыми пряностями это горькое хлёбово – жизнь, а оно только становится еще несъедобнее.

Перед взором Габриэла открылся какой-то проход в базаре. Здесь, перед лавками и выставленным на продажу товаром, стояли большей частью армяне: менялы, торговцы коврами, ювелиры. Так это и есть его братья? Эти плутоватые лица, эти лукавые глаза, подкарауливающие покупателя? Ну нет, спасибо за этакую родню, все в ней его отвращало. Но разве дедушка Аветис Багратян был в свое время другим, был лучше, чем такой базарный торгаш? Он просто оказался дальновиднее, одареннее, энергичнее, и разве не благодаря своему деду стал Габриэл тем, что есть, не таким, как эти люди на рынке?

Содрогаясь от отвращения, он пошел дальше. Правда, он сознавал: очень большая трудность в его жизни возникала потому, что он на многое смотрит глазами Жюльетты. Стало быть, он не только другим чужой, но и себе, в своем внутреннем мире. Господи Иисусе! Неужели нельзя быть просто человеком, каким был он сегодня утром на Муса-даге, независимым от этой грязной, неприязненной толпы?

* * *

Человек не знает себя, пока не придет час испытания.

Жизненный путь Габриэла Багратяна до этого дня:

Отпрыск родовитой семьи. Вырос в полном благополучии, жил за границей, в Европе и Париже, созерцательной жизнью. Давно порвавший связь с народом, государством, со всякой массовой организацией, защищенный от мира «абстрактный» человек. Внешних препятствий, с которыми он сталкивается, мало.

Всем необходимым его обеспечивает глава семьи, старший брат, невидимый и недосягаемый благодетель. Затем наступает несколько странный и единственный перерыв, эпизод в этом всецело занятом внутренней жизнью интеллектуальном и эмоциональном бытии: военное училище и война.

Идеалистический патриотизм, который внезапно завладевает умом этого созерцателя, понять нелегко. Великое политическое братание турецкой и армянской молодежи объясняет его недостаточно ясно: в Габриэле говорит еще что-то другое, какая-то тайная тревога, попытка сойти со своего слишком торного жизненного пути.

Однако во время короткой военной кампании Габриэл Багратян открывает в себе новые качества. Оказывается, он вовсе не человек, живущий исключительно внутренней жизнью. Он, сколь ни удивительно, превосходит своих восточных однополчан мужеством, присутствием духа, энергией, находчивостью.

Он быстро продвигается по службе, многократно награжден и упоминается в рапортах командованию сухопутных войск. Правда, со временем все это как бы отходит на задний план, становится воспоминанием, противоречащим всей логике его жизни, потому что снова берет верх его изначальная природа, умиротворенная и гораздо более зрелая.

Но нынешний день – сегодня двадцать четвертое июля – превращает все предыдущие годы этой жизни в бледную прелюдию.

Его сердце билось спокойно. Ощущение скованности прошло. Навсегда. Возникло чувство глубокой уверенности. Напряженные мускулы расслабились. Всем своим существом он знал: ради этой минуты стоило жить.

Бывало, хотя он часто разговаривал со здешними крестьянами, его армянская речь казалась ему неестественной и вымученной. А сейчас говорил не он – и это придавало ему огромное спокойствие, – а некая властная сила, что вела его сюда долгими окольными путями столетий и короткой, но тоже окольной дорогой его жизни. 

Он с удивлением прислушивался и к этой незримой силе, которая так естественно черпала из него слова:

– Мне не довелось жить среди вас, мои братья и сестры… Да, это так… Я был совсем чужой родине и вас совсем не помнил… Но, видно, сам бог послал меня ради этого часа сюда из больших городов Запада в старый дом моего деда… Отныне я больше не полуиностранец, не гость среди вас, потому что разделю с вами вашу судьбу… С вами я умру или буду жить с вами… Я знаю – власти будут ко мне беспощадны, таких, как я, они ненавидят и преследуют, мстят им… Я, как все вы, вынужден защищать жизнь моих близких… Поэтому я за несколько недель досконально исследовал все оставшиеся нам возможности спасения… Смотрите же! Я было пал духом, но теперь во мне нет сомнений… Я исполнен надежд… С божьей помощью мы не погибнем… Поверьте, я не легкомысленный болтун, я говорю это как человек,  участвовавший в войне, как офицер…

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Великие географические открытия. Шпаргалка

Великие географические открытия - это период в истории человечества, начавшийся в 15 веке и продолжавшийся до 17 века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых путей. ⠀ Очень сложно было бы охватить внимаем всех путешественников и первооткрывателей, поэтому остановимся на указании основных. ⠀ 🌿 Средневековые путешествия: ⠀ 🔸 около 10 века: Эрик Рыжий, Лайф Счастливый - освоение побережья Гренландии, плавание к берегам Северной Америки 🔸 1271: Марко Поло - путешествие в Китай и Индию 🔸 1466-1472: Афанасий Никитин - "хождение за 3 моря" в Индию ⠀ 🌿 Великие открытия: ⠀ 🔹 1487-1488: Бартоломеу Диаш - достиг южной оконечности Африки 🔹 1492: Христофор Колумб - достиг берегов Америки 🔹 1497: Васко-да-Гама - обогнул Африку и достиг Индии 🔹 1500: Америго Веспуччи - экспедиция в Южную Америку 🔹 1513: Нуньес де Бальбоа - открыл Тихий океан 🔹 1519-1522: Фернан Магеллан - пе...

Югославские войны (1991-2001). Презентация

Это вторая презентация, посвященная войнам 21 века.  Военные конфликты на территории Югославии можно причислить к 21 столетию, ведь последние из них закончились в 2001 году. Главной же темой станут 2 операции НАТО, которые буквально потрясли мир. В том числе и мой. С начала бомбардировок Югославии 24.03.1999 года прошло уже 23 года. Мне тогда было 12 лет, и я прекрасно помню эти события и ощущение бессилия от постоянно пьяного президента Ельцина. А еще я запомнила слова Слободана Милошевича (1941-2006), президента Югославии: “Русские! Я сейчас обращаюсь ко всем русским, жителей Украины и Беларуси на Балканах тоже считают русскими. Посмотрите на нас и запомните – с вами сделают тоже самое, когда вы разобщитесь и дадите слабину. Запад – цепная бешеная собака вцепится вам в горло. Братья, помните о судьбе Югославии! Не дайте поступить с вами так же!»  

Петр Орлов. Памятка кубанского казака (1914). Кубанское Линейное казачество

Сегодня будет продолжение из "Памятки кубанского казака" (1914 год) под редакцией Петра Орлова. ⠀ И я, наконец-то, начала понимать и больше чувствовать разницу укладов двух казачеств: Черноморского и Линейного, - которые потом и образовали Кубанское казачество. ⠀ Мои предки из черноморцев. Когда я читаю все эти краткие рассказы, то чувствую, как много мы потеряли и как мало мы знаем... ***  С незапамятных времен на реке Хопре, притоке Дона, стали селиться выходцы из разных мест русской земли. Сливаясь с донским казачеством (существует с 3 января 1570 года), они стали известны под именем хоперских казаков лишь со 2-й половины 17 века. ⠀ В 1705 году вспыхнул бунт на Дону во главе с атаманом Булавиным, недовольным тем, что по приказу царя производится перепись войсковых жителей Дона с целью воспрепятствовать приему беглецов из Московского государства. ⠀ С большим трудом этот бунт был подавлен. Булавин в отчаянии застрелился, главный же сподвижник его Некрасов с некоторыми из...