Это одна из самых интереснейших книг, прочитанных мной за последнее время, и её автор Мишель Пастуро делает невероятный экскурс, проводя читателя через века.
⠀
Вот, что он пишет о принципах исследовании цвета:
⠀
"Историкам необходимо отказаться от поисков какого бы то ни было «реалистического» значения цвета в изображениях и памятниках искусства. Визуальный документ, созданный в эпоху Античности, в Средние века или в Новое время, никогда не «фотографирует» реальность. Не в этом его задача, не эту функцию призваны выполнять его формы
и его краски.
⠀
Главная опасность для историка – впасть в анахронизм. Он не только не должен наделять людей прошлого своими собственными познаниями в физике и в химии красителей, он должен перестать воспринимать спектральное распределение цветов и все вытекающие из него научные теории как неопровержимую, незыблемую истину.
⠀
ИСТОРИЯ ЦВЕТА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ИСТОРИЕЙ ОБЩЕСТВА.
⠀
Именно общество «производит» цвет, дает ему определение и наделяет смыслом, вырабатывает для него коды и ценности, регламентирует его применение и его задачи.
⠀
Именно общество, а вовсе не художник и не ученый и уж тем более не биологический аппарат человека и не созерцаемая нами картина природы.
⠀
Проблемы цвета – это всегда социальные проблемы, ибо человек живет не обособленно, а внутри общества.
⠀
Чтобы выполнить свою миссию, историк цвета должен проделать двойную работу. С одной стороны, ему нужно смоделировать то, что могло быть миром цвета для различных обществ, предшествовавших нашему, включив в свою модель все составляющие этого мира – лексику и подбор названий, химию красок и разнообразную технику окрашивания, регламентации ношения одежды и коды, которые лежат в основе такой регламентации, место, отводимое цвету в повседневной жизни и в материальной культуре, декреты правителей, нравоучения духовных лиц, теории ученых, творения художников.
⠀
Окрашивание в ЧЁРНЫЙ долго оставалось очень сложным процессом, и до середины 14 века оттенки черного, которые можно было увидеть на большинстве тканей и предметов одежды, имели мало общего с настоящим черным цветом.
⠀
Вот, что он пишет о принципах исследовании цвета:
⠀
"Историкам необходимо отказаться от поисков какого бы то ни было «реалистического» значения цвета в изображениях и памятниках искусства. Визуальный документ, созданный в эпоху Античности, в Средние века или в Новое время, никогда не «фотографирует» реальность. Не в этом его задача, не эту функцию призваны выполнять его формы
и его краски.
⠀
Главная опасность для историка – впасть в анахронизм. Он не только не должен наделять людей прошлого своими собственными познаниями в физике и в химии красителей, он должен перестать воспринимать спектральное распределение цветов и все вытекающие из него научные теории как неопровержимую, незыблемую истину.
⠀
ИСТОРИЯ ЦВЕТА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ИСТОРИЕЙ ОБЩЕСТВА.
⠀
Именно общество «производит» цвет, дает ему определение и наделяет смыслом, вырабатывает для него коды и ценности, регламентирует его применение и его задачи.
⠀
Именно общество, а вовсе не художник и не ученый и уж тем более не биологический аппарат человека и не созерцаемая нами картина природы.
⠀
Проблемы цвета – это всегда социальные проблемы, ибо человек живет не обособленно, а внутри общества.
⠀
Чтобы выполнить свою миссию, историк цвета должен проделать двойную работу. С одной стороны, ему нужно смоделировать то, что могло быть миром цвета для различных обществ, предшествовавших нашему, включив в свою модель все составляющие этого мира – лексику и подбор названий, химию красок и разнообразную технику окрашивания, регламентации ношения одежды и коды, которые лежат в основе такой регламентации, место, отводимое цвету в повседневной жизни и в материальной культуре, декреты правителей, нравоучения духовных лиц, теории ученых, творения художников.
⠀
Окрашивание в ЧЁРНЫЙ долго оставалось очень сложным процессом, и до середины 14 века оттенки черного, которые можно было увидеть на большинстве тканей и предметов одежды, имели мало общего с настоящим черным цветом.
Комментарии
Отправить комментарий