Я продолжаю читать книгу Мишеля Пастуро и меня очень заинтересовала тема названий этого цвета у разных народов. Он пишет:
⠀
У древних цивилизаций восприимчивость к ЧЁРНОМУ была глубже и многостороннее, чем у современных социумов.
⠀
Они умели различать мельчайшие градации и нюансы тьмы, и в итоге создали целую шкалу разных оттенков чёрного.
⠀
🔸 текстура, плотность, насыщенность и блеск тона имеют первостепенное значение, а сам по себе тон вторичен
🔸в большинстве древних языков эта часть лексики богаче, чем в современных
⠀
🖤 ЛАТИНСКИЙ —> даёт представление об интенсивности свечения, о текстуре краски, структуре поверхности:
⠀
ATER - чёрный матовый - этрусского происхождения, долгое время оставалось в наиболее употребительным названием чёрного цвета, а ко 2 веку до н.э. приобрело НЕГАТИВНУЮ коннотацию: теперь это неприятный чёрный цвет, отталкивающий, грязный и даже ужасный.
⠀
NIGER - черный блестящий - неизвестного происхождения, употреблялся реже, чем ATER, позже его стали применять для обозначения всех оттенков чёрного, упоминаемых в ПОЗИТИВНОМ смысле, и, в частности, великолепных оттенков чёрного, которые встречаются в природе. В начале императорской эпохи оно уже стало более употребительным, чем ATER, и от него произошла целая семья обиходных слов:
⠀
—> PERNIGER (очень чёрный)
—> SUBNIGER (почти чёрный, фиолетовый)
—> NIGRITIA (чернота)
—> DENIGRARE (чернить, очернять)
⠀
🖤 До позднего Средневековья сохранялись 2 общеупотребительных названия для чёрного цвета:
—> Древневерхненемецкий: SWARZ (тускло-чёрный) и BLACH (ярко чёрный)
—> Старо- и среднеанглийский: SWART (тускло-чёрный) и BLACK (ярко чёрный)
⠀
🔺 В мире красок главный показатель - СТЕПЕНЬ ЯРКОСТИ.
Об этом удивительном явлении в языке и в человеческом восприятии историк должен ПОМНИТЬ ПОСТОЯННО, если он берется изучать тексты, изображения и произведения искусства, оставленные нам древними.
⠀
🔺 Вот почему, хотя чёрный - цвет мрака, существуют также "светящиеся" оттенки чёрного, которые светятся до того, как померкнуть, сияют перед тем, как почернеть.
⠀
У древних цивилизаций восприимчивость к ЧЁРНОМУ была глубже и многостороннее, чем у современных социумов.
⠀
Они умели различать мельчайшие градации и нюансы тьмы, и в итоге создали целую шкалу разных оттенков чёрного.
⠀
🔸 текстура, плотность, насыщенность и блеск тона имеют первостепенное значение, а сам по себе тон вторичен
🔸в большинстве древних языков эта часть лексики богаче, чем в современных
⠀
🖤 ЛАТИНСКИЙ —> даёт представление об интенсивности свечения, о текстуре краски, структуре поверхности:
⠀
ATER - чёрный матовый - этрусского происхождения, долгое время оставалось в наиболее употребительным названием чёрного цвета, а ко 2 веку до н.э. приобрело НЕГАТИВНУЮ коннотацию: теперь это неприятный чёрный цвет, отталкивающий, грязный и даже ужасный.
⠀
NIGER - черный блестящий - неизвестного происхождения, употреблялся реже, чем ATER, позже его стали применять для обозначения всех оттенков чёрного, упоминаемых в ПОЗИТИВНОМ смысле, и, в частности, великолепных оттенков чёрного, которые встречаются в природе. В начале императорской эпохи оно уже стало более употребительным, чем ATER, и от него произошла целая семья обиходных слов:
⠀
—> PERNIGER (очень чёрный)
—> SUBNIGER (почти чёрный, фиолетовый)
—> NIGRITIA (чернота)
—> DENIGRARE (чернить, очернять)
⠀
🖤 До позднего Средневековья сохранялись 2 общеупотребительных названия для чёрного цвета:
—> Древневерхненемецкий: SWARZ (тускло-чёрный) и BLACH (ярко чёрный)
—> Старо- и среднеанглийский: SWART (тускло-чёрный) и BLACK (ярко чёрный)
⠀
🔺 В мире красок главный показатель - СТЕПЕНЬ ЯРКОСТИ.
Об этом удивительном явлении в языке и в человеческом восприятии историк должен ПОМНИТЬ ПОСТОЯННО, если он берется изучать тексты, изображения и произведения искусства, оставленные нам древними.
⠀
🔺 Вот почему, хотя чёрный - цвет мрака, существуют также "светящиеся" оттенки чёрного, которые светятся до того, как померкнуть, сияют перед тем, как почернеть.
Комментарии
Отправить комментарий