
Сейчас в преддверии Нового года решила посмотреть какие у меня остались долги по чтению и потихонечку их разбирать.
Вот таким вот образом наткнулась на книгу Т.В.Зоновой, которую начала полтора года назад, когда меня очень интересовала дипломатия, и в частности дипломатия Ватикана.
Сразу могу признаться в антиклерикализме, как говорят католики, и в антипапизме. Это естественно, во-первых, потому что я православная, а во-вторых, дипломатия и история Ватикана - это довольно грязная история, только лишь потому, что это история одного государства, а значит политического организма... Это уже не Церковь Христова, а правительство во главе с президентом, своим банком, монетным двором, а также послами-нунциями.
Как обычно в блог я буду выкладывать только те выдержки, которые считаю очень ценными и значимыми. Надеюсь, вам будет интересно! И заранее всем советую прочитать эту книгу!
Т.В.Зонова. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы (МГИМО, 2000):
- Само содержание церковной дипломатии в основном определяется системой взаимоотношений светской и духовной власти.
- Папа Бенедикт XV (1914-1922) характеризовал дипломатию как чрезвычайно удобный инструмент, с помощью которого Святой Престол обычно ведет переговоры с иностранными правительствами. ... Папская дипломатия возникла в ответ на определенные потребности организации общества и явилась прежде всего плодом опыта, а не теории.
- Папская дипломатия основана на положениях канонического публичного права. "Внутреннее" каноническое публичное право рассматривает вопросы, касающиеся природы церкви и ее власти. "Внешнее" публичное право рассматривает отношения между церковью, как независимым сообществом, с одной стороны, и государством - с другой. Эта часть канонического права соответствует международному праву в том смысле, что в его компетенцию входят отношения между двумя суверенными образованиями, каждое из которых признает автономность и независимость другой стороны в соответствующих сферах.
- Содержащиеся в архивах отчеты папских посольств свидетельствуют о широте и глубокой аналитичности информации, которой они (нунции), опираясь на надежные, в основном местные, источники, снабжали Рим. ... Религиозная часть вопроса рассматривается, как правило, на фоне общей картины местной ситуации, которая соответствующим образом проиллюстрирована. Уникальные отчеты папских нунциев, на основе которых складываются представления об историческом пути разных стран и народов, явились и своеобразной школой для правильной постановки дела в информационных службах светской дипломатии.
- Поставленные на современный уровень средства массовой информации католической церкви в состоянии успешно мобилизовать общественное мнение. Группы мирян, объединенные в такие организации, как например, "Базовые католические общины" в странах Латинской Америки, "Опус Деи" и "Новые катекумены" в Европе и других странах мира, хотя и отличаются друг от друга по методам работы и подходу к проблемам, тем не менее доказали свою способность мобилизовать католические массы в области международной политики.
- Говоря о дипломатии католицизма, мы имеем в виду отношения не между двумя государствами, а между государством и религиозной властью. Следовательно, эти отношения не могут быть рассмотрены как симметричные.
- В результате отделения церкви от государства и, следовательно, разделения сферы применения двух правовых систем возникла насущная потребность в координации их взаимодействия, что в конечном итоге привело к установлению дипломатических отношений между Святым Престолом и государством. Отделение канонической правовой системы католицизма от светской вызвало необходимость создания солидной переговорной базы для светской и духовной властей.
- Согласно католической доктрине, ответственность за действия на международной арене равным образом возложена на национальную католическую церковь, считающуюся "обществом", и на Святой Престол. Он выступает в роли центра, поддерживающего дипломатические отношения католической церкви с государствами, равно как и с другими международными правовыми и общественными институтами.
- В настоящее время международные связи Святого Престола во многом определяются социальной доктриной католицизма 1961-1963 гг.
- На исходе 20 столетия дипломатические отношения со Святым Престолом поддерживают 162 государства. Следовательно, Святой Престол признан полноправным участником дипломатической жизни международного сообщества и полноправным его членом.
Комментарии
Отправить комментарий