Для меня каждая глава книги Мишеля Пастуро - настоящее сокровище, ведь через цвет отражается целый мир.
Этот процесс, протекавший медленно и длившийся долго, более двух столетий, начался с изобретением книгопечатания и оборвался в 1665–1667 годах, когда Исаак Ньютон провел успешные опыты с призмой и открыл новую систему цветов – цветовой спектр.
Умело использовались не только особенности разных сортов краски и бумаги, но также – и даже в большей степени – линию, симметрию, контур, различные типы штриховки, чтобы создавать хроматические эффекты.
⠀
Черные линии, очерчивающие контуры фигур, могут быть:
🔸 тонкими или жирными, прямыми, кривыми или ломаными, сплошными или прерывистыми, одинарными, двойными или тройными, расположенными близко или на расстоянии друг от друга
🔸горизонтальными, вертикальными или диагональными, параллельными или перпендикулярными, перекрещиваться под разными углами, переплетаться, располагаться друг к другу по касательной, соединяться в букеты или пучки
🔸сочетаясь с россыпью точек или черточек, заполняющих пустоты, они могут отграничивать ту или иную зону, противопоставлять два плана, создавать эффект тени или гризайли, вызывать ощущение неподвижности или движения
⠀
Граверы становятся все изобретательнее, своими линиями, точками и черточками они не только придают черно-белой картинке хроматические параметры, но и создают настоящую живопись.
Однако несмотря на мастерство граверов черно-белое изображение не может выполнять все функции цвета. Это становится неразрешимой проблемой для многих отраслей науки, которым цвет жизненно необходим, например картографии, ботаники, зоологии или геральдики.
С конца 15 века черный цвет неразрывно связан с белым цветом. В 16–17 веках начинает складываться некий особый черно-белый мир; сначала он существует на обочине цветного мира, позже – вне этого мира и даже превращается в его противоположность.
Этот процесс, протекавший медленно и длившийся долго, более двух столетий, начался с изобретением книгопечатания и оборвался в 1665–1667 годах, когда Исаак Ньютон провел успешные опыты с призмой и открыл новую систему цветов – цветовой спектр.
⠀
Подавляющее большинство изображений, которые появляются в книгах и помимо книг в Новое время, - черно-белые.
Речь идет о культурной революции огромного масштаба, которая в итоге приведет к изменениям в восприятии цвета и заставит людей пересмотреть большую часть научных теорий, касающихся цвета.
Для глаза средневекового человека черное и белое были полноценными хроматическими ( свойство окрашивать проходящий сквозь них свет) цветами. С конца 15 века и особенно с середины 16 века все изменится – черный и белый станут особыми цветами, более того, и тот и другой начнут восприниматься как некая противоположность цвету.
До 1520–1530-х годов, гравюры в печатных книгах раскрашивали вручную, чтобы они походили на миниатюры в рукописях. Рыночная стоимость раскрашенной гравюры долгое время была выше, чем черно-белой.
💥 Сегодня коллекционеры охотятся именно за черно-белыми, а не за раскрашенными, причем в большей степени за эстампами и географическими картами, чем за иллюстрированными книгами.
⠀
Цвет – не только хроматическая категория; он включает в себя и такие составляющие как:
🔸 яркость
🔸 блеск
🔸 насыщенность
🔸 текстура
🔸 контраст
🔸 ритм
и все это вполне можно передать на изображении, созданном с помощью черной типографской краски и белой бумаги.
⠀
Цвет – не только хроматическая категория; он включает в себя и такие составляющие как:
🔸 яркость
🔸 блеск
🔸 насыщенность
🔸 текстура
🔸 контраст
🔸 ритм
и все это вполне можно передать на изображении, созданном с помощью черной типографской краски и белой бумаги.
Умело использовались не только особенности разных сортов краски и бумаги, но также – и даже в большей степени – линию, симметрию, контур, различные типы штриховки, чтобы создавать хроматические эффекты.
⠀
Черные линии, очерчивающие контуры фигур, могут быть:
🔸 тонкими или жирными, прямыми, кривыми или ломаными, сплошными или прерывистыми, одинарными, двойными или тройными, расположенными близко или на расстоянии друг от друга
🔸горизонтальными, вертикальными или диагональными, параллельными или перпендикулярными, перекрещиваться под разными углами, переплетаться, располагаться друг к другу по касательной, соединяться в букеты или пучки
🔸сочетаясь с россыпью точек или черточек, заполняющих пустоты, они могут отграничивать ту или иную зону, противопоставлять два плана, создавать эффект тени или гризайли, вызывать ощущение неподвижности или движения
⠀
Граверы становятся все изобретательнее, своими линиями, точками и черточками они не только придают черно-белой картинке хроматические параметры, но и создают настоящую живопись.
Однако несмотря на мастерство граверов черно-белое изображение не может выполнять все функции цвета. Это становится неразрешимой проблемой для многих отраслей науки, которым цвет жизненно необходим, например картографии, ботаники, зоологии или геральдики.
Комментарии
Отправить комментарий