Средневековое христианское общество уделяет пристальное внимание цвету кожи человека, а также, хоть и в меньшей степени, цвету глаз или волос.
🔸 темная кожа всегда воспринимается негативно, ее обладатели – люди, находящиеся за рамками общества, морали и религии
🔸эти изгои тем или иным образом поддерживают тесные связи с миром Дьявола и преисподней: темная кожа – явный знак того, что им нельзя доверять, что они язычники либо преступники
🔸чем темнее кожа у персонажа пьесы, тем он опаснее; некоторые авторы нанизывают эффектные сравнения: кожа у него «чернее вороны», «черная, как уголь», «черная, как кипящая смола» и даже «черная, как соус с перцем»
🔹прилагательное, которым обычно обозначают такой цвет кожи, – mor, maure – в итоге субстантивируется и превращается в этноним: сарацины становятся маврами. И это название распространяется не только на жителей Северной Африки, но и на всех вообще мусульман, от Испании до Среднего Востока
🔸 в рыцарских романах цвет кожи и волос – примета, которая помогает отличить нехристиан от мусульман, а знать от простонародья. Рыцарь – светлое существо; его противоположность – черноволосый, чернокожий виллан
🔸в системе ценностей, где красота – это всегда свет и сияние, основной и наиболее постыдный признак уродства – даже не зооморфные черты, а темная кожа⠀
‼️ НО конец XIII – начало XIV века – переломная эпоха, когда на смену старым приходят новые системы ценностей и отношение к черному цвету меняется в лучшую сторону.
Универсальности христианской веры, миссия которой – нести слово Христа «всем народам», как сказано в Деяниях апостолов, теперь говорит о том, что это не признак язычника или еретика, а всего лишь свидетельство экзотичности человека.
У европейцев пробуждается любознательность, о тяга к неизведанному: они все чаще пускаются в далекие путешествия, бороздят моря и в неведомых странах встречают местных жителей, которые оказываются вовсе не демонами и монстрами из бестиариев и энциклопедий романской эпохи, а своеобычными, но радушными людьми, порой даже готовыми принять крещение.
Теперь, на исходе XIII века, темнокожие мужчины и женщины в перспективе могут стать христианами, а иногда уже и стали ими.
🔸Понятно, что новая система ценностей и новые принципы в иконографии проявились и в изображении волхвов, пришедших от краев земли поклониться младенцу Христу. Один из них просто обязан был стать черным. Естественно, это был пришелец из Африки – Бальтазар, который во второй половине XIV века стал изображаться темнокожим.
Комментарии
Отправить комментарий