
В коммунизме еще трепещет душа старой России: мука Тараса Бульбы, волжских казаков, униженных и оскорбленных Достоевского.
Человек здесь ощутил хрупкость человеческой природы и возмечтал об апокалипсическом избавительном искуплении.
В других странах потребность в искуплении - предчувствие счастливейших минут, или вера, или просто стимул к развитию; в России, очевидно, это был неутолимое тревожное ожидание, мука народа.
В красной звезде монаха Бакунина народ увидел символ, в гоголевском славословии России народ обрел свою песню.
"О Русь, о Русь!"
Жертвы не в счёт: оргиастические купания в кровавых банях мученичества ( какая боль, как подумаю о крови Христовой!), принесение в жертву целых поколений, всесожжение жизни - все это ничто, лишь бы пришло то самое избавление.
Только такое видение русской души позволяет хоть что-то понять в нынешней революции. Россия - страна, где наиболее ясно видно, что только христианство может принести народам поистине революционное избавление и что попытки угасить пламя человеческого совершенствования ущербным христианством обречены на провал. цельному человеку - цельное христианство.
Но меж тем как восточная чуткость и интуитивность предельно обостряли проблему человека, Христос изнемогал под тяжестью богатейших окладов русских икон. И пришел день, когда народ перестал слышать Его голос и стал искать себе иного бога.
Срочно требовался Христос на фоне комьев земли и токарных станков: вот если бы Его икона была из глины или из железобетона и при этом Он выглядел как живой Христос Евангелий, Иисус из Назарета - трудящийся (а значит, бедняк с бедняками) и искупитель...
Комментарии
Отправить комментарий