Сейчас читаю книгу Оливье Клемана «Рим. Взгляд со стороны».
⠀
На стр. 76 мы видим интересные факты, которые способствовали фактическому отделению церквей больше, чем изначальные догматические расхождения.
⠀
«В начале XIIIв. Разделение и новая римская экклезиология оказались запечатленными в трагических событиях: разграбление Константинополя, расчленение Византийской империи, назначение туда папой Иннокентием III латинского патриарха, венецианца Фомы Морозини, латинизация, им осуществлявшаяся. Именно тогда зарождается и усиливается на Востоке жесткая антиримская полемика.
⠀
Полемика, которая будет обостряться по мере экономической, политической, культурной и религиозной экспансии Запада. Итальянские торговые республики и отдельные франкские бароны эксплуатировали и колонизировали византийский мир.
⠀
Ферраро-Флорентийский собор 1438-1439 гг., когда турецкая угроза нависла над Византией и император был готов на любые уступки, обернулся для Востока, несмотря ни на какие словесные ухищрения, самой настоящей капитуляцией, впрочем быстро дезавуированной монахами и народом.
⠀
В итоге можно констатировать, что в XVIв. христианский Запад и христианский Восток становятся двумя различными конфессиями, объединительный собор между которыми оказывается немыслим.
⠀
Отсюда аннексия Римом обширных православных территорий и возникновение униатства.
⠀
В Оттоманской империи при поддержке посольств католических стран активно начинают действовать латинские миссионеры, которые с начала XVIIIв. прибегают к практике перекрещивания после столетий спорадического communication in sacri. Латинизация исконно православных греческих островов, находившихся под контролем итальянцев, проводилась вплоть до окончания Второй мировой войны.
⠀
А во время этой войны десятки, а, возможно, и сотни тысяч сербов были уничтожены хорватскими националистами, что воспринималось как своего рода крестовый поход. Все перечисленные события, список которых можно было бы продолжать, объясняют страх и недоверие православных по отношению к католикам».
⠀
На стр. 76 мы видим интересные факты, которые способствовали фактическому отделению церквей больше, чем изначальные догматические расхождения.
⠀
«В начале XIIIв. Разделение и новая римская экклезиология оказались запечатленными в трагических событиях: разграбление Константинополя, расчленение Византийской империи, назначение туда папой Иннокентием III латинского патриарха, венецианца Фомы Морозини, латинизация, им осуществлявшаяся. Именно тогда зарождается и усиливается на Востоке жесткая антиримская полемика.
⠀
Полемика, которая будет обостряться по мере экономической, политической, культурной и религиозной экспансии Запада. Итальянские торговые республики и отдельные франкские бароны эксплуатировали и колонизировали византийский мир.
⠀
Ферраро-Флорентийский собор 1438-1439 гг., когда турецкая угроза нависла над Византией и император был готов на любые уступки, обернулся для Востока, несмотря ни на какие словесные ухищрения, самой настоящей капитуляцией, впрочем быстро дезавуированной монахами и народом.
⠀
В итоге можно констатировать, что в XVIв. христианский Запад и христианский Восток становятся двумя различными конфессиями, объединительный собор между которыми оказывается немыслим.
⠀
Отсюда аннексия Римом обширных православных территорий и возникновение униатства.
⠀
В Оттоманской империи при поддержке посольств католических стран активно начинают действовать латинские миссионеры, которые с начала XVIIIв. прибегают к практике перекрещивания после столетий спорадического communication in sacri. Латинизация исконно православных греческих островов, находившихся под контролем итальянцев, проводилась вплоть до окончания Второй мировой войны.
⠀
А во время этой войны десятки, а, возможно, и сотни тысяч сербов были уничтожены хорватскими националистами, что воспринималось как своего рода крестовый поход. Все перечисленные события, список которых можно было бы продолжать, объясняют страх и недоверие православных по отношению к католикам».
Комментарии
Отправить комментарий